Сайт работает в тестовом режиме
О событиях в Одессе и Украине для американского читателя

О событиях в Одессе и Украине для американского читателя

На прошлой неделе в американском "The daily beast" вышла статья Анны Немцовой "Выжить в израненной Украине. Рецепт Саввы Либкина".


Несколько слов об авторе:


Анна Немцова - московский корреспондент журнала Newsweek и The Daily Beast, пишущий о  России и бывших советских республиках. Также она ведет блог под  названием "Putinology" для журнала Foreign Policy. В 2012 году Анна выиграла стипендию имени Персефоны Миль. 10 лет назад Анна сотрудничала с журналом The Washington Post  и описывала кризис на Северном Кавказе и в Центральной Азии.


С тех пор, она работала в качестве журналиста, пишущего о России для западной аудитории, а также о Западе для аудитории российской -  в 2005 году она создавала репортажи для Новости американской культуры на Радио Свобода в Нью-Йорке.
В своих репортажах Анна фокусируется на правах человека и социальных вопросах в сегодняшней России.


Анна сотрудничает с  изданиями The Chronicle of Higher Education, NBC News, Marie Claire, The New Times и Russia Now.


Анна не только пишет, но и снимает фотографии и видео для своих мультимедийных проектов. Живет в Москве с мужем и сыном.


Оригинал статьи на thedailybeast.com
Автор художественного перевода - Анастасия Даугуле.




Выжить в израненной Украине. Рецепт Саввы Либкина.
Сто лет назад Одесса кружилась в изящном и беззаботном вальсе Belle Epoque (*).


Прекрасную эпоху прервали война и революция. Наш современник, блестящий шеф-повар, ратующий за возрождение Одессы, сегодня опасается, что история снова может повториться. Савва Либкин, ресторатор с утонченным вкусом, на редкость безошибочно отделяет зерна от плевел во всем, что касается качества, будь то искристость вина или свежесть камбалы.

Настоящий одессит, любящий этот удивительный город на черноморском побережье Украины, Либкин также чётко разграничивает ощущения свободы и подавления. Сейчас его страна вовлечена в гражданскую войну. Войну, возможно, более серьёзную, чем противостояние между Западом и Россией. Мы говорим об этом с Саввой, сидя в его самом известном ресторане, «Дача», и витающая в воздухе геополитическая тревога смешивается с ароматом гастрономических деликатесов, которые подают гостям. Президент России Владимир Путин и его окружение претендуют на внушительную часть Украины, называя это объединение Новороссией.

Не исключено, что в их планах – целый «пояс», который замкнётся на Приднестровье (эту часть Молдовы похожим <a href="http://casinoscapital.com/australia/">Casinoscapital in Australia</a> образом уже отсекли несколько лет назад). За последние полгода агенты и сторонники Путина аннексировали Крым, после чего разожгли кровавый конфликт в ещё одном восточно-украинском регионе, Донбассе. В начале мая Одесса стала ареной жестокого столкновения пророссийских активистов и украинских националистов. Из 42-х человек, погибших тогда в горящем здании, многие были приверженцами Новороссии. Всё это - не Саввина Украина, не его Одесса.

Всю жизнь он строил рестораны и по крупицам создавал новую одесскую кухню, вдохновленную уникальной многонациональной атмосферой этого города. Его «Дача»- это аллюзии на тему кулинарного мастерства его бабушки; «Компот» дает возможность представить, как было бы в Одессе, не будь большевиков и Октября; а, например,«Тавернетта» - это классическая провинциальная Италия на базе местных продуктов, - увлеченно рассказывает Савва. Однако разговор неизбежно переходит к вопросу, который не даёт покоя всей Украине: решится ли Путин на открытое вторжение? Савва говорит, что в случае прихода русской армии и оккупации юго-востока страны во имя мифической Новороссии - здесь больше не будет места ни для него, ни для многих других украинцев, которые разделяют его принципы и видение.

Такая Новороссия, по их мнению, будет копией Приднестровья, этого сепаратистского анклава в Молдове, примерно в часе езды от Одессы. "В Приднестровье нет ресторанов, это мертвая территория, заполненная серыми пустыми домами с постсоветским антуражем", - уверяет Савва. "Как только запахнет Новороссией, меня здесь не будет", - намекает Либкин. Путинские диктатура и насилие не просто уничтожат нынешние рамки Украины, они убьют едва ли не главную ценность Одессы – её лёгкий, соблазнительный дух Dolce vita. Люди здесь научились оставаться счастливыми, даже тогда, когда Октябрьская революция пресекла на корню триумф одесского Belle Epoque, когда с солнечных улиц исчезли французские и итальянские гости в гламурных летних нарядах, а музеи и театры опустели.

"Одесситы научились шутить, чтобы скрывать свою боль", -объясняет Савва. Знаменитый сатирик и истинный одессит, живущий сейчас на два города, Москву и Одессу, Михаил Жванецкий, тонко заметил: «В Одессе непрерывно острят, но это - не юмор, а состояние, вызванное жарой и крикливостью». Савва принадлежит к группе одесских патриотов, возрождающих наследие города с аурой Небес обетованных для всех, ищущих изысканной жизни. Десять лет назад Либкин увидел заросшие сорняками руины старинного особняка. Вместе со своим хорошим другом, талантливым дизайнером Арсеном Челидзе, без единого технического проекта они превратили полуразрушенный остов в неповторимую летнюю дачу.


«Это вальяжное пристанище буржуа, который никогда не был раскулачен и определённо имел вкус к хорошей жизни и, конечно, хорошей еде», - описывает своё творение ресторатор. У двоих друзей ушло четыре месяца на то, чтобы оживить пространство уникальными деталями интерьера, разбить летний сад с парковыми скульптурами. Теперь «Дача» - неотъемлемая часть настоящей Одессы. "Я был режиссером-постановщиком каждой мизансцены, лично ощупывал каждую доску, которая шла на отделку. Я должен был сам поверить, что пол на «Даче» - поскрипывает от старости и кое-где облупливается, что всё аутентичное и дышит временем», - вспоминает Савва. На самом деле, всёбыло новое, но в «Дачных» залах (которые именуются «Спальней», «Ванной», «Гостиной» и «Верандой») удалось уловить и остановить эту хрупкую атмосферу, которая доминировала в Одессе с конца XIX-го века до начала 20-х годов века XX-го.


Никаких современностей. Никаких кондиционеров. "Очень важно", - говорит Савва, - "увидеть лучи света, пробивающиеся сквозь классические дачные занавески, иузорные тени на дощатом полу, услышать трели птиц и едва уловимое движение свежего ветра, наполненного садовыми ароматами". Либкин разыскал старые кровати с панцирными сетками и расставил их прямо в одичалом парке вокруг «Дачи». Они так и манят отдохнуть после еды. Но сегодня кровати застелены и ждут гостей, а некоторые из столов пустуют. Это восхитительное убежище от ежедневных забот, где еще минувшим летом яблоку не было где упасть, а состоятельные и продвинутые московские туристы бронировали места заранее, нынче заполнено наполовину.


Каждый новый этап военных действий автоматически бьёт по бизнесу Либкина, который и так уже потерял 30% прибыли с начала восстания на Майдане в Киеве в минувшем году. "Это ужасающая цифра для нас, ведь в течение десятилетия мы имели ежегодный прирост более чем на 15%", - признаётся Савва. Но если империя Либкина- только пошатнётся, то потеря духа Dolce Vita в вольной Одессе, которую он олицетворяет, будет настоящей трагедией, столь же печальной, как некогда крах периода Belle Epoque.


* Прекра́сная эпо́ха (фр. Belle Époque) — условное обозначение периода европейской истории между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом, началом Первой мировой войны. Период ускоренного технического прогресса, экономических успехов, расцвета культуры.